amyatishkin (amyatishkin) wrote,
amyatishkin
amyatishkin

Categories:

Сбитие самолета-шпиона с пилотом Маеда Сигеру


№610
Из сводки Главного управления пограничной и внутренней охраны НКВД в инстанции о нарушении советского воздушного пространства японской авиацией, приземлении самолета-нарушителя и сосредоточении японских частей вблизи государственной границы на участке Гродековского пограничного отряда
11 апреля 1938 г.

11 апреля 1938 г. в 11 час. 59 мин. на участке заставы Полтавка Гродековского пограничного отряда нарушили границу 12 японских самолетов. 9 самолетов, нарушив границу, взяли курс на юг и вылетели на маньчжурскую территорию в районе коммуны им. 1 Мая; глубина залета японских самолетов на нашу территорию до 8 км. Вторые 3 самолета, нарушив границу, пошли курсом на восток на Полтавку, от Полтавки самолеты сделали разворот и ушли на маньчжурскую территорию.
Самолеты были обстреляны пулеметным огнем заставы Полтавка и пулеметным батальоном Красной Армии. В результате один самолет в 800 м западнее отметки 96,1 приземлился.

Приземлившийся самолет типа И-95 (истребитель) № 3046 принадлежит 2-й роте 9-го авиаполка, имеет на вооружении 2 пулемета. Пилот фельдфебель японец Маеда Сигеру задержан. У самолета оказались пробиты бензопровод и плоскости. Маеда показал, что он получил задание на полет в составе звена истребителей под командованием командира звена поручика Сакагуци от командира полка в 10 час. 11 апреля...

Наблюдением сторожевых нарядов застав Гродековского пограничного отряда после приземления японского самолета установлено следующее:

1. В г. Дуннине группируются подразделения японо-маньчжурских частей. 5 японских рот прибыли на машинах из Дуннина к линии границы, заняли у линии границы высоты и ведут наблюдение за нашей территорией.
2. В районе Белая Фанза (южнее о. Мидян на р. Суйфун 2.5 км северо-западнее с. Полтавка) появилось 20 всадников японо-маньчжур. В направлении о. Мидян из Дуннина выступило до батальона японо-маньчжур.
3. На маньчжурский пост, что против нашей заставы Сарбокван (колхоз им. Калинина), прибыло до роты японских солдат. В 12 час. 55 мин. с этого поста к линии границы прибыло до 50 японских солдат и, обстреляв нашу территорию из двух станковых пулеметов, ушли обратно на пограничный пост.

Мероприятия. 1. Застава Полтавка усилена двумя стрелковыми ротами Красной Армии. 2. Застава Карбокван — маневренной группой отряда. 3. Застава Сенная — резервной заставой. 4. Японский самолет доставлен в Константиновку.


№611
Дополнительное сообщение Управления пограничных и внутренних войск НКВД в инстанции о подбитом и приземленном на советской территории японском самолете-нарушителе государственной границы
13 апреля 1938 г.

Начальник пограничных и внутренних войск НКВД Дальневосточного края комбриг Соколов о подбитом японском самолете дополнительно донес: «На полетной карте, изъятой у летчика Маеда с подбитого 11 апреля с. г. на участке Гродековского пограничного отряда японского самолета, нанесены следующие выходящие на нашу территорию маршруты: 1. Хайрен, Хунчун, Гродеково. 2. Харбин, Мудадзян, Дуннин, Воздвиженка. 3. Харбин, Мудадзян, Дуннин, Спасск. 4. Хайрен, Хунчун, Ворошилов. 5. Хайрен, Хунчунь, Тумынцза, Владивосток. 6. Лунцзинцзунь, Хунчун, Владивосток. 7. Хайрен, Посьет, Владивосток.

Летчик Маеда показал, что маршруты, выходящие на нашу территорию, якобы нанесены на случай военных действий...»
Начальник пограничных и внутренних войск НКВД СССР комдив Ковалев


№613 
Из протокола допроса японского летчика Маеда Сигеру, нарушившего государственную границу 
16 апреля 1938 г.

Задержанный 11 апреля 1938 г. на участке заставы Полтавка нарушитель госграницы Маеда Сигеру показал:

...Вопрос. Кто командует полком?

Ответ. 9-м авиаполком командует полковник японской авиации Кусуноки Нобуици, который непосредственно подчиняется штабу воздушных сил Японии в Токио.

Вопрос. В день вашей посадки на советской территории 11 апреля 1938 г. с какого аэродрома вы вылетели?

Ответ. Я вылетел в 10 час. 11 апреля 1938 г. с аэродрома 9-го авиационного полка, т. Хайрен.

Вопрос. Вы вылетели один?

Ответ. Нет, не один. Я вылетел в составе звена из трех самолетов типа И-95 2-й роты 9-го авиаполка.

Вопрос. Кто персонально участвовал в полете этого звена?

Ответ. Все три самолета — одноместные истребители. На одном самолете находился командир 2-й роты капитан Миямото Токео, на втором самолете — командир звена поручик Сакагуци, а на третьем самолете — я, фельдфебель Маеда Сигеру.

Вопрос. Какая видимость была при вылете и в пути полета вашего звена?

Ответ. Видимость и состояние погоды при вылете и все время полета были хорошие. Ветер отсутствовал.

Вопрос. С какой целью совершался полет 11 апреля 1938 г., в котором вы участвовали?..

Вопрос. Заданный вам маршрут полета был вами нанесен на карту?

Ответ. Нет, я лично не наносил. Маршрут был нанесен только на карте поручика Сакагуци, который в данном полете являлся ведущим нашего звена истребителей, а я должен был следовать за ним.

Вопрос. Какой маршрут был задан вашему звену?

Ответ. При постановке задачи звену перед вылетом на аэродроме в Хайрене командир полка полковник Кусуноки сказал, что наше звено истребителей, долетев до Чжан-Цзы-Гоу, должно взять курс по направлению на Дуннин и следовать на известном расстоянии от отряда самолетов легких бомбардировщиков, держа последних в секторе нашей видимости.

Вопрос. О каком отряде самолетов вы говорите?

Ответ. Перед вылетом полковник Кусуноки собрал на аэродроме летный состав отряда самолетов в составе 9 легких бомбардировщиков типа ЛБ-94 и нашего звена истребителей в составе трех самолетов типа И-95 и объявил, что он лично, т. е. полковник Кусуноки, поведет отряд легких бомбардировщиков по маршруту до Чжан-Цзы-Гоу, а оттуда по направлению к Дуннину, а в районе Дуннина возьмет курс на советскую территорию и полетит с отрядом вдоль границы по советской территории на юг для разведки этого района. Нашему авиазвену истребителей полковник Кусуноки тут же поставил задачу сопровождать его отряд легких бомбардировщиков на максимальном расстоянии от последних, но в секторе видимости. В случае появления советских самолетов во время нахождения отряда легких бомбардировщиков над советской территорией мы, истребители, по заданию полковника Кусуноки должны были отвлечь внимание советских самолетов на себя, давая возможность отряду легких бомбардировщиков уйти от преследования советской авиации. Именно поэтому полковник Кусуноки запретил молодым летчикам, в том числе и мне, наносить заданный им маршрут полета 11 апреля 1938 г. на карту и обязал нас ориентироваться на ведущих. Тогда же полковник Кусуноки нас предупредил, что в случае вынужденной посадки кого-либо из нас на советской территории севший должен заявить советским властям, что ему был задан маршрут полета от Хайрена до Чжан-Цзы-Гоу и обратно в Хайрен, но он заблудился, потерял ориентировку и нечаянно нарушил советскую границу.

Вопрос. Следовательно, советскую границу ваши самолеты нарушили 11 апреля 1938 г. преднамеренно?

Ответ. Да. Я утверждаю, что летевший перед нами отряд самолетов в составе 9 легких бомбардировщиков и вслед за этим отрядом наше звено самолетов-истребителей нарушили 11 апреля 1938 г. госграницу Советского Союза сознательно в порядке исполнения приказа командира 9-го авиационного полка японской армии полковника Кусуноки, который поставил перед отрядом легких бомбардировщиков задачу произвести разведку над советской территорией, а перед звеном истребителей — сопровождать отряд легких бомбардировщиков. Заданием полковника Кусуноки предусматривался заранее полет всех самолетов над советской территорией...

Протокол написан с моих слов правильно, мне прочитан и переведен на родной язык, в чем и расписываюсь — Маеда Сигеру.

Пограничные войска СССР 1929—1938. — М.: «Наука», 1972.
Tags: пограничники
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment