amyatishkin (amyatishkin) wrote,
amyatishkin
amyatishkin

Categories:

Поиск самолета Чкалова


№519
Записка по прямому проводу начальника Управления Краснознаменной пограничной и внутренней охраны НКВД Дальневосточного края об обстоятельствах вынужденной посадки самолета В. П. Чкалова на о. Удд и участии пограничников в его поиске
23 июня 1936 г.


Звеном самолетов нашего пограничного Хабаровского отряда под командованием Шестова самолет «СССР НО-25» найден в 10 км от рыбопромысла на о. Удд, что северо-западнее о. Гонгр. Звено находится на месте посадки. Сторожевой корабль «Дзержинский» 23 июля в 9 час. 15 мин. находился в 5 милях на норд-ост от о. Лангр, получил приказ и пошел полным ходом к месту посадки. Экипаж здоров. Обстоятельство посадки самолета: предполагая посадку в Хабаровске, идя на высоте 2500 м, пробивая облачность, получил частичное обледенение, что вынудило произвести посадку на о. Удд в 10 час. 10 мин. 22 июля. При посадке на морском песке увязла правая нога и отлетела колесо. Экипаж предполагает изготовить ось правой ноги в мастерских речного порта, уравнять площадку и через 2—3 дня лететь дальше. Чернышев.

Даю подробности полета: самолет пробыл в воздухе 55 час. 25 мин., имея среднюю высоту полета 4000 м. Землю, воду или лед видели не больше 5—6 час. при подходе к Сахалину. По условиям горючего и времени нахождения в воздухе было принято решение сесть в Хабаровске ночью, до утра могло не хватить горючего. В районе Сахалина и Приморья погода оказалась крайне неблагоприятной. Облачность местами доходила почти до воды, в этих условиях идти под облаками по материку было невозможно, поэтому, пройдя некоторое время бреющим полетом над морем в условиях дождя и тумана, решили пробить облачность кверху, так как имели по радио метеосводку о высоте. Облачность в Хабаровске 600 м. Слепым полетом, набирая высоту на 2500 м, получили частичное обледенение самолета, что привело к вибрации, ударам и треску самолета; опасаясь за его прочность, решили вернуться обратно к воде в Татарском проливе; идя на высоте 15 м от воды, встретили сильный и порывистый ветер, вследствие чего и сели на о. Удд.

Прибывшими к месту посадки самолетами Чкалов доставлен в Николаевск-на-Амуре и сейчас докладывает маршалу Блюхеру.
Чернышев

№521
Из воспоминаний летчика-пограничника Шестова о поисках и ремонте самолета под командованием В. П. Чкалова, совершившего вынужденную посадку на о. Удд
Не ранее 23 июля 1936 г.*

...Лишь только забрезжил рассвет, мы уже на ногах. На море сплошной туман, но, несмотря на это, готовимся к вылету. Летчикам Иванову и Рассихину ставлю задачу, указываю район поисков... Приказываю в случае, если туман при вылете в море не расползется, по сигналу ракеты идти в указанные районы поисков.

Взлетаю. Погода не улучшается. При выходе в море даю ракету и ложусь на свой курс. Два часа поисков не дают никаких результатов. Решаю идти по побережью о. Сахалин. Проходит еще час — безрезультатно. Посоветовавшись со штурманом Магеровым, я решил повернуть в устье Амура. И вот здесь, на небольшом песчаном островке, сквозь туман штурман Магеров заметил огромную краснокрылую «птицу». В эфир несутся радостные слова: «Самолет найден. Экипаж Чкалова находится на острове Удд». Даю приветственный круг. Наше сообщение услышали экипажи Иванова и Рассихина. Их самолеты вскоре также появились над островом. Я приказал им идти в Николаевск, а сам совершил посадку. Навстречу нам прибежал Валерий Павлович Чкалов. Теплые, радостные рукопожатия, волнующее знакомство. Он подробно рассказал мне о -маршруте и трудностях полета, о причинах посадки, показал свою машину. Потом Валерий Павлович написал записку и дал задание доставить на остров необходимые запасные части и оборудование для самолета...

* Датируется по дате соседнего документа в деле.
Пограничные войска СССР 1929—1938. — М.: «Наука», 1972.
Tags: пограничники
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments