amyatishkin (amyatishkin) wrote,
amyatishkin
amyatishkin

Пограничники в спасении челюскинцев


№379
Донесение из Управления Краснознаменной пограничной охраны и войск полномочного представительства ОГПУ Дальневосточного края о гибели ледокола «Челюскин» и состоянии экипажа
16 февраля 1934 г.

13 февраля в 13 час. 30 мин. внезапным сильным напором льдов на «Челюскине» разорвало левый борт от носового трюма до машинного котельного отделения. В 16 час. 30 мин. «Челюскин» затонул. В течение 2 час. экспедицией выгружены на лед аварийный запас продовольствия, палатки, спальные мешки, самолет, радио. Выгрузка шла без паники, за несколько секунд погружения ледокола сошли последними руководство экспедиции, экипаж. Завхоз судна Могилевич при сходе с судна был придавлен бревном, погиб, остальные здоровы, живут в палатках, строят деревянный барак, имеют полностью обеспечение спальными мешками и меховой одеждой. Потерпевшие связались с рациями Уэлена и мыса Северный. Из бухты Лаврентия в Уэлен выехал начальник морского пограничного контрольно-пропускного пункта Небольсин для организации на месте помощи для спасения людей. Ближайшие к месту аварии пункты: мыс Сердце-Камень — 78 миль, мыс Онман — 56 миль, последний западнее о. Калючинского. Расстояние между берегом и местом аварии покрыто полярными торосистыми льдами, затрудняющими спасение людей на собаках. С «Челюскина» сообщили, что имеют самолет ГУСМ, на мысе Северном имеется трехмоторный самолет «Юнкерс» с поломанными шасси, на Уэлене один двухмоторный ТБ исправен и У-2, в бухте Провидения бездействующий ТБ, для управления которым на месте нет опытного пилота.
Чернышев


№380
Из сводки Управления Краснознаменной пограничной охраны и войск полномочного представительства ОГПУ Дальневосточного края об организации помощи по спасению экипажа ледокола «Челюскин»
17 февраля 1934 г., 10 час.


15 февраля 1934 г. в 16 час. Управлению Краснознаменной погранохраны Главным управлением погранохраны ОГПУ дано указание об оказании срочной помощи пассажирам и команде затонувшего парохода «Челюскин». Для спасения экипажа образована Правительственная комиссия в Москве. В Уэлене создана чрезвычайная тройка в составе председателя райисполкома Уэлена, представителей Северного пути и погранохраны. Управлением Краснознаменной погранохраны поручено назначить в комиссию начальника контрольного пункта мыса Дежнева, мобилизовать собак, оленей для перевозки пассажиров, команды и для доставки горючего для самолетов. Мобилизацию транспортных средств произвести в течение 48 час., транспорт использовать по указаниям начальника Арктической экспедиции Шмидта, установить связь на мысе Северный с командиром авиаотряда ГВФ Петровым и представителем командования Северного пути Хворостянским, на которых возложено спасение экспедиции при помощи самолетов...

В развитие распоряжения Главного управления погранохраны ОГПУ от 15 февраля 1934 г. в 16 час. 45 мин. Управление Краснознаменной погранохраны предписало начальнику Камчатского погранотряда приступить к мобилизации возможных средств — транспорта, оленей, собак в районе Уэлен — Дежнево; установить теснейшие связи с экспедицией Шмидта, с Хворостянским и Петровым; произвести выяснение возможностей действия самолетов в условиях зимней нагрузки, наличие баз горючего в Усть-Камчатске, мыс Алюторский, Анадырь, Уэлен.

Отдано распоряжение Нижне-Колымскому морскому пограничному контрольно-пропускному пункту немедленно перебросить с мыса Северный в район Колючинской губы рацию; мобилизовав возможные средства — собак, оленей, перебросить таковые в тот же район. Поручено начальнику Владивостокского погранотряда немедленно связаться со специалистами — капитанами пароходов «Литке», «Свердловск», выяснить их мнение о возможности организации помощи по линии Нарком-вода. Запрошено Нагаево сообщить о наличии горючего...

16 февраля 1934 г. в 14 час. 45 мин. Небольсин прибыл в Уэлен, производит мобилизацию транспортных средств, намечая выступать на мыс Онман. Из Уэлена с Хворостянским выслано 17 нарт, по пути в район Онман и Ванкарема намечается мобилизовать 30 нарт в распоряжение Хворостянского. По сведениям Камчатки, в Уэлене имеется самолет АНТ-4. Один самолет находится в бухте Лаврентия, задержался на пути в бухту Провидения. По сообщению Камчатки, основанному на сообщении Шмидта, в районе гибели «Челюскина» имеется возможность подготовки посадочной площадки...

По состоянию на 18 час. 30 мин., по сообщению Камчатки, Небольсин в Уэлене мобилизацию нарт закончил, готов к выезду на мыс Онман вслед за Хворостянским. От Уэлена до Онмана езды на нартах 9 суток. Небольсину через погранотряд Камчатки предложено выступить вслед за Хворостянским. Запрошено, какое количество нарт у Небольсина.

По состоянию на 17 час. 16 февраля 1934 г., по окончательным сведениям Камчатского погранотряда, к полетам подготовлен один АНТ-4 Лебедевского, находящийся в бухте Лаврентия. Других возможностей использования самолетов нет, так как прибывший в Уэлен пилот Конкин летать на АНТ-4 не может. У-2 в продолжение месяца подготавливался к полетам, но пробы не было. Получены результаты совещания капитанов полярных экспедиций: посылка парохода в настоящее время в район Уэлен — Лаврентия невозможна, бесцельна; средства авиации считают достаточными: по их данным, один ТНБ в Уэлене, другой в Лаврентия, ЮГ-4 на мысе Северном должен быть отремонтированным; горючее на Уэлене на первое время должно быть, в Провидения — 60 тонн горючего и продовольствия на 108 чел. на 6 месяцев; в бухте Лаврентия — продовольственная база на 45 чел. на 6 мес. Считают возможным первые мероприятия в основном ограничить мобилизацией транспорта, собак; на пути перехода спасаемых до берега нужно создать несколько продовольственных баз путем заброски продуктов; из Провидения на Уэлен и из Лаврентия на Уэлен подбросить продовольствие.

По мнению капитанов, полеты можно произвести силами летной группы из Уэлена и с мыса Северный, летных сил они считают достаточными...

Начальнику Камчатского погранотряда предложено наряду с мобилизацией транспорта в Уэлене и в окрестностях в крайнем случае использовать собачий питомник из Лаврентия, где имеется 100 собак. На пути перехода спасаемых организовать продбазы, используя транспортных собак. Подбросить в Уэлен продовольствие из Лаврентия и из Провидения, создав в Уэлене главную продовольственную базу. В случае подтверждения Шмидтом, что около спасаемых есть посадочная площадка, начать полеты силами летных групп Уэлена и с мыса Северный, забросить самолетами продовольствие спасаемым, в крайнем случае, если посадочной площадки не имеется, путем сбрасывания продовольствия. В Уэлене находится секретарь Чукотского окружкома Коршунов.

16 февраля 1934 г. в 24 час. через Владивостокский погранотряд запрошено мнение начальника ВВС Никифорова о возможности организации перелетов «Савойя» из Петропавловска-на-Камчатке в район аварии. По полученным сведениям, через Камчатку в районе западного побережья Камчатки находится в плавании пароход «Сталинград».

17 февраля 1934 г. в 4 час. 15 мин. получено сообщение из Владивостока от Никифорова о невозможности использовать «Савойя», так как их радиус не покрывает расстояние до ближайших баз горючего в Провидения и в Лаврентия...
Начальник Управления Краснознаменной погранохраны полномочного представительства ОГПУ Дальневосточного края Чернышев
За начальника отдела Орлов

№381
Из сводки Управления Краснознаменной пограничной охраны и войск полномочного представительства ОГПУ Дальневосточного края об обстановке в районе аварии «Челюскина» и мерах, принимаемых по спасению его экипажа
23 февраля 1934 г., 12 час.

Камчатка сообщает: ближайший пункт к месту катастрофы — мыс Онман, 120 км. В районе Онмана имеются чукотские стойбища с собаками; наши ближайшие пункты к Онману, Уэлену, Дежнево, Северному на среднем расстоянии до 10 дней пути на собаках. Использование оленей на морберегу невозможно ввиду отсутствия для них кормов. Радиосвязь Камчатка имеет с Уэленом с большими перебоями, не более одного раза в сутки. Другой пункт рации — мыс Северный (в отношении которого Управление Краснознаменной погранохраны предписало перебросить его к району аварии). Исходным пунктом действия спасательных групп явится мыс Онман, прибытие на который группы Хворостянского, а за ним и Небольсина, по мнению Камчатки, ожидается к 24—25 февраля в случае благоприятной погоды, которая последние 10 дней неблагоприятна: пурга и облачность...

18 февраля 34 г. в 00. 45 мин. Правительственной комиссией во изменение своего первого решения о посылке на мыс Северный — Уэлен С-62 Камчатской эскадрильи предложено отправить из Петропавловска два АШ-2, которые вместе с самолетами Главного управления Северного морского пути должны быть погружены на пароход «Смоленск», ожидающийся из Владивостока.

Этим же распоряжением комиссией предложено ввиду недостатка летчиков, имеющих опыт полярных полетов, командировать во Владивосток нашего летчика Святогорова в распоряжение уполномоченного Главного управления Северного морского пути Пожидаева для участия в снаряжаемой экспедиции в составе трех самолетов Р-5 для оказания помощи экспедиции и команде «Челюскина».

В развитие распоряжения Главного управления погранохраны ОГПУ от 18 февраля 1934 г. Управление Краснознаменной погранохраны предписало начальнику Камчатского погранотряда подготовить два самолета АШ-2 и в разобранном виде погрузить в трюмы ожидающегося парохода.

18 февраля 1934 г. Правительственной комиссией дано распоряжение пароходу «Сталинград» (находящемуся на западном побережье Камчатки) направиться в Петропавловск для участия в походе с экспедицией по спасению челюскинцев. Учитывая, что пароход «Смоленск», в настоящее время находящийся во Владивостоке, подлежит разгрузке и с новой погрузкой для экспедиции значительно задержится, краевыми органами принято решение: пароход «Сталинград» перебросить до Олюторки сразу же после прихода его в Петропавловск, не ожидая «Смоленска». Далее Пармичев летит на Уэлен и возглавляет на месте всю летную группу, в том числе самолеты Гусина, подчиняясь только Шмидту.

19 февраля Петропавловскому погранотряду дано распоряжение к прибытию парохода «Сталинград» подготовить для погрузки самолеты погранохраны и для отправки их в Олюторку, где разгрузить самолеты, откуда последние полетят в Уэлен. Запаса угля на «Сталинграде» имеется 560 тонн плюс 200 тонн пограничного запаса в Петропавловске, какового хватит для похода до Олюторки.

19 февраля 1934 г. в 13 час. 35 мин. пароходу «Смоленск», находящемуся во Владивостокском порту, отдано распоряжение срочно разгрузиться от соли, погрузить уголь для своего похода и для возвращения «Сталинграда», погрузить самолеты Р-5 и все необходимое для экипажа «Челюскина» и срочно направиться вслед за «Сталинградом». Таким путем выигрывается почти 20 суток для ускорения помощи...

17 февраля 1934 г. Камчатский погранотряд сообщил, что в районе местонахождения «Челюскина» свирепствовала пурга, которая не ослабевала и в районе Уэлена. Лед от берега в районе Уэлена оторван, причем южный ветер продолжает создавать угрозу дальнейшего отхода льдов от берега. До наступления ветра с севера нарты в море пойти не смогут.

По тем же сведениям, дополнительно к отправленным в Уэлен собакам в бухте Лаврентия мобилизуется еще 15 нарт.

Связь из Петропавловска с Уэленом осуществляется только раз в сутки с большим затруднением.
Начальник Управления Краснознаменной погранохраны и войск ОГПУ Дальневосточного края Чернышев
Начальник отделения Кан


№382
Из донесения начальника Владивостокского пограничного отряда о выходе пароходов «Смоленск» и «Сталинград» для спасения челюскинцев
28 февраля 1934 г.

Для помощи челюскинцам из Владивостока 28 февраля вышел пароход «Смоленск», имея на борту 5 самолетов. Из Петропавловска того же числа вышел на помощь челюскинцам пароход «Сталинград», имея на борту 2 самолета.
Начальник Владивостокского погранотряда Валов
№383
Донесение Управления Краснознаменной пограничной охраны и войск полномочного представительства ОГПУ Дальневосточного края о движении спасательных команд в район гибели ледокола «Челюскин»
2 марта 1934 г.

21 февраля Небольсин, следуя из Уэлена на нартах, встретил нарочного с письмом от Хворостянского, в котором последний указывает, что 21 февраля выезжает с мыса Сердце-Камень с 60 нартами в Пукан (50 км западнее мыса Сердце-Камень), где приступает к устройству посадочной площадки. 23 февраля Хворостянский доехал до с. Нешкан (70 км юго-западнее мыса Сердце-Камень).

23 февраля южные ветры в районе мыса Сердце-Камень оторвали льды от берега, в связи с чем намеченный путь Хворостянского к месту челюскинцев задерживается. Небольсин продолжает следовать к Хворостянскому.

По донесению Камчатки, 28 февраля в 21 час пароход «Сталинград» отправился из Петропавловска на север, имея на борту 2 самолета АШ-2 с летным составом, 18 тонн бакинского бензина, 1800 кг масла, три радиовьючки РП-1 с 3 радистами. Анадырю, Лаврентия и Уэлену даны указания о подготовке посадочных площадок и встрече самолетов.
Заместитель начальника управления Краснознаменной погранохраны ОГПУ Дальневосточного края Абрамович
Начальник отделения Кан


№384
Донесение Управления Краснознаменной пограничной охраны и войск полномочного представительства ОГПУ Дальневосточного края заместителю председателя Совнаркома В. В. Куйбышеву о поисках самолета Ляпидевского и окончании разгрузки самолетов с парохода «Смоленск» в Апуке
14 марта 1934 г.

Первое сообщение начальника погранпоста Дежнева: Ляпидевский 14 марта в 3 часа по московскому времени, не долетев 20 км мыса Сердце-Камень, повернул в тундру. 15 марта в 00 час. 10 мин. контролер погранпоста Гурин, врач Леонтьев, начмилиции Тимофеев выехали на нартах на поиски Ляпидевского по маршруту Сердце-Камень. «Смоленск» 15 марта окончил разгрузку в Апуке пяти самолетов Р-5. Сборка их заканчивается 20 марта.

№385
Из сводки Управления Краснознаменной пограничной охраны и войск полномочного представительства ОГПУ Дальневосточного края о ходе спасения челюскинцев
16 апреля 1934 г.

...15 апреля вечером «Сталинград» имел аварию: ударом о льдину получил вмятину правого борта у первого трюма, повредил 8 шпангоутов. В трюме появилась малая течь. Корреспондентская телеграмма парохода отмечает также, что лопнул верхний стрингер. Ремонт производится цементом, должен быть закончен к вечеру 16 апреля. На 16 апреля из Ванкарема отправлено 52 челюскинца в Уэлен, осталось в Ванкареме 27 чел. Из Уэлена высылаются встречные нарты. 17 апреля в Уэлен прибыло 5 челюскинцев на нартах, выехавших 9 апреля из Ванкарема.
Чернышев

№386
Из телеграммы корреспондента газет «Известия» и «Тихоокеанская звезда» об участии пограничников в спасении челюскинцев
1 мая 1934 г.*

На Чукотке есть одна великолепная сила, которая вместе с партийными и советскими органами оказала неоценимую помощь делу спасения 104 челюскинцев. Эта сила — советские пограничники! На всем тяжелом пути самолетов группы Каманина, а также Галышева и Водопьянова пограничники показали высокий класс большевистской организованности, стойкости, дисциплины, подготовляя хорошие аэродромы, перебрасывая горючее в самые глухие места, встречая и отправляя самолеты, неутомимо готовя заботливую встречу героев-авиаторов, а также спасенных ими героев-челюскинцев.

Особо почетное место в этой огромной, отлично проведенной работе принадлежит пограничникам Лаврентия, Дежнева, Провидения и Уэлена, которые все время были органическим центром замечательной операции...

* Дата опубликования.


№387
Из донесения Управления Краснознаменной пограничной охраны и войск ОГПУ Дальневосточного края заместителю председателя Совнаркома В. В. Куйбышеву о месте нахождения и состоянии здоровья спасенных челюскинцев
6 мая 1934 г.

4 мая утром летчиками Святогоровым, Дорониным, Демировым и Пивенштейном вывезено из Лаврентия в Провидения 17 чел. Распределение челюскинцев к полудню 4 мая: в Уэлене 2 чел.; радист Иванов, моторист Погасов, ждущие отправки на о. Врангеля; в Провидения 55 чел.; в Лаврентия 45 чел. В Лаврентия приходится оставить 16 чел. больных, 5 женщин, 3 слабых, 12 обслуживающих больницу. Всего должно остаться в Лаврентия 36 челюскинцев. В Провидения сейчас находится всего 97 чел.; считая челюскинцев, летный состав, а также зимовщиков Северного. Провидения крайне перегружена, нет больницы. Считаю целесообразным произвести переброску самолетами части больных с мыса Северный в Лаврентия, одновременно необходимо разрешить вопрос подхода «Красина» или «Сталинграда» непосредственно в Лаврентия для погрузки больных, слабых и других.
Чернышев

№388
Донесение Управления Краснознаменной пограничной охраны и войск ОГПУ Дальневосточного края заместителю председателя Совнаркома В. В. Куйбышеву о продолжающейся эвакуации, размещении и лечении челюскинцев
Не ранее 6 мая 1934 г.*

Закончив переброску последних 5 чел. с имуществом, самолеты Молокова, Водопьянова вывезли 7 челюскинцев из Ванкарема в Уэлен, где остались ночевать. Завтра грузят бензин, вылетают в Ванкарем. Нартами отправлено из Ванкарема в Уэлен 15—18 челюскинцев (число уточняется). По сведениям тройки, в Уэлене размещение, лечение, продовольствие для челюскинцев обеспечены. При крайности можно будет часть перебросить в Провидения. В дальнейшем возможно будет организовать доставку их самолетами на пароходы.
Чернышев

* Датируется по дате соседнего документа в деле.


№390
Из донесения полномочного представителя ОГПУ Дальневосточного края о награждении пограничников, отличившихся при спасении челюскинцев
10 мая 1934 г.

Направляется представленный начальником Камчатского погранотряда список пограничников, подлежащих награждению за работу по спасению челюскинцев. Со своей стороны считаю, что представляемые все заслуживают награждения от Правительственной комиссии и ОГПУ, но среди них особо отмечаю:

1) Начальника морского контрольно-пропускного пункта Уэлен Небольсина Андрея Владимировича, будучи начальником контрольно-пропускного пункта Уэлен и членом тройки, проявил исключительную энергию, огромнейшую инициативу и высокую политическую зрелость в деле мобилизации всех местных средств и сил для спасения челюскинцев.

Работая непосредственно с первых дней получения сведений о тяжелом положении «Челюскина» и челюскинцев, Небольсин сделал много не только непосредственно сам, но и, мобилизуя других, заражая всех своей настойчивостью и энтузиазмом. Организовывая заготовки продовольствия, мобилизацию транспорта, работы по подготовке посадочных площадок, бывая всегда на наиболее тяжелых местах работы, в тяжелых полярных условиях далекого Севера, Небольсин проделал на собаках и лыжах за это время до 3000 км. Т. Небольсин сделал очень много для спасения челюскинцев, он пользуется вполне заслуженно авторитетом среди других участников подготовки спасения, безусловно, заслуживает быть награжденным орденом Красной Звезды, о чем телеграфным представлением председателя крайисполкома Крутова было своевременно сообщено председателю Правительственной комиссии т. Куйбышеву.

2) Командира авиазвена погранотряда Святогорова Александра Павловича.

Святогоров один из лучших наших летчиков, знакомый с условиями полярных полетов, энергичный, настойчивый, сделал перелет с парохода «Сталинград» в бухту Лаврентия и перебросил группу челюскинцев от Уэлена до Провидения и обратно для транспортировки горючего. Безусловно заслуживает быть отмеченным за эту работу и награжденным орденом Красной Звезды.

3) Начальника контрольного пункта Дежнево Погорелова Якова Гавриловича. С 1931 г. на Чукотке безвыездно. Несмотря на свое болезненное состояние, до прибытия Небольсина принял сам лично активное участие по организации транспорта, в дальнейшем принимал активное участие в работе по подготовке аэродрома и транспорта и снабжении челюскинцев через Уэден. Заслуживает также награждения знаком Почетного чекиста.

4) Начальника окружного отдела (он же начальник морского контрольно-пропускного пункта Анадырь) Реброва Александра Андреевича. Сам лично руководил работами по подготовке мер, обеспечивающих работу летного состава по спасению челюскинцев, и активное участие в спасении потерпевших аварию самолетов группы Каманина. Заслуживает награждения знаком Почетного чекиста.

5) Бывшего начальника морского контрольно-пропускного пункта Анадырь Лукьянова Николая Захаровича. По состоянию здоровья должен был выехать на материк, но, несмотря на это, по личному желанию для работы в тяжелых условиях Севера, выехал на «Сталинграде». По прибытии в место организации базы летного состава принял активнейшее участие в организации связи и мобилизации местных ресурсов для строительства посадочных площадок. Энергичный, активный чекист-пограничник, красноармеец заслуживает награждения знаком Почетного чекиста.

6) Нужно отметить также и работу начальника Камчатского погранотряда, о чем Крутов тоже писал т. Куйбышеву. Тов. Лев провернул организационную работу по рейсам «Смоленска» и «Сталинграда» и основную работу по информации нас и Москвы.

Я считаю, что ОГПУ не должно забыть и ряд других незаметных тружеников Крайнего Севера — красноармейцев и начсостава погранохраны, представляемых Лев. Их всех нужно отметить или Правительственной комиссией, или только ОГПУ...
Полномочный представитель ОГПУ по Дальневосточному краю Дерибас


№391
Выписка из постановления Краевой комиссии о поощрении пограничников за участие по спасению экипажа «Челюскина»
24 мая 1934 г.

... § 2. Премировать месячным окладом начальника отделения Управления Краснознаменной погранохраны т. Кана, оказавшего своими знаниями условий Севера значительные услуги в работе комиссии по спасению челюскинцев, а также обеспечившего оперативное проведение в жизнь решений комиссии.

§ 3. Премировать месячным окладом за обеспечение работ комиссии по спасению экипажа «Челюскина» инспектора Управления Краснознаменной погранохраны т. Титаренко и помощника инспектора т. Вострикова.
Председатель комиссии М. Г. Крутов
Пограничные войска СССР 1929—1938. — М.: «Наука», 1972.
Tags: Север, пограничники
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments