amyatishkin (amyatishkin) wrote,
amyatishkin
amyatishkin

Categories:

Визит доброй воли в 1937 г.

"Первое сообщение о предполагаемом приходе эскадры получено 15 июля 1937 г. от врид. начальника штаба ОКДВА простой телеграммой, без указания даты прихода: «Сообщаю для сведения. Правительством СССР дано разрешение на заход в порт Владивосток в июле месяце флагманскому кораблю США в сопровождении 4 истребителей»..."

USS AUGUSTA (CA-31). View of visiting U.S. naval squadron at Vladivostok, Russia, 26 July-1 August 1937, in the harbor. The stern of one U.S. destroyer can be seen to the left of the picture while the other three are in line broadside to each other and the USS AUGUSTA (CA-31), to the left of center. The four destroyers are: USS PAUL JONES (DD-230), USS WHIPPLE (DD-217), USS ALDEN (DD-211), and USS BARKER (DD-213).
Эскадра в гавани Владивостока
USS AUGUSTA (CA-31). View of visiting U.S. naval squadron at Vladivostok, Russia, 26 July-1 August 1937, in the harbor. The stern of one U.S. destroyer can be seen to the left of the picture while the other three are in line broadside to each other and the USS AUGUSTA (CA-31), to the left of center. The four destroyers are: USS PAUL JONES (DD-230), USS WHIPPLE (DD-217), USS ALDEN (DD-211), and USS BARKER (DD-213).

Отчет командования Тихоокеанского флота по приему Азиатской эскадры США во Владивостоке 28 июля — 1 августа 1937 г.
Секретно

I. Указания о приходе эскадры

Организация приема приходящей иностранной эскадры и планомерность проведения его в большой степени зависит от своевременности получения указаний о приходе и полноты их. К сожалению, при организации приема американской эскадры Военный совет ТОФ до последнего момента ясности не имел, что чрезвычайно осложнило организацию приема, отодвинув проведение подготовительных мероприятий к концу прихода эскадры.

Первое сообщение о предполагаемом приходе эскадры получено 15 июля 1937 г. от врид. начальника штаба ОКДВА простой телеграммой, без указания даты прихода: «Сообщаю для сведения. Правительством СССР дано разрешение на заход в порт Владивосток в июле месяце флагманскому кораблю США в сопровождении 4 истребителей».

Получив такую телеграмму, Военный совет запросил УВМС РККА с просьбой указаний. Ответ поступил только 20 июля 1937 г. причем в ответе был уточнен только день прихода. Часы прихода, длительность стоянки эскадры во Владивостоке, характер приема, отпускаемые средства остались неосвещенными.

24 июля 1937 г. получена телеграмма от НКО, внесшая ясность в характер встречи. И только 25 июля УВМС даны указания, по которым можно было приступить к проработке плана приема. Однако и в этих указаниях количество дней стоянки не было указано.

Таким образом, из-за поздней дачи указаний по приему десять дней подготовительных работ были потеряны. Практически работа по подготовке приема эскадры начала вестись только после получения телеграммы наркома и по существу велась только три дня.

Принимая во внимание политическое значение заходов иностранных кораблей и сложность приема их, в будущем необходимо давать исчерпывающие указания по крайней мере за 10 дней, чтобы избежать недоработанностей плана и обеспечить планомерность, как в подготовке приема, так и в проведении его.

II. Подготовка приема

По плану приема были намечены следующие мероприятия:

1. Сконструирован штаб приема по линии военного командования и горсовета и намечены ответственные исполнители по подготовке и проведению отдельных мероприятий по приему.

На все приходящие корабли были назначены командиры, на обязанности которых лежало: проводка кораблей к месту стоянки и при выходе из Владивостока (вместо лоцманов), во время стоянки кораблей во Владивостоке быть командиром для связи на данном корабле.

2. Составлен план приема для внутреннего руководства штаба приема и план-календарь приема, который был выдан и на корабли эскадры США (см. приложение №1)(Отсутствует.).

3. Для встречи американской эскадры в море был назначен и подготовлен эсминец «Сталин».

4. Местом стоянки американских кораблей намечена бухта Золотой Рог, к весту от Комсомольской пристани. Место стоянки кораблей США охранялось ОВРом с зюйда и оста, чтобы не допустить движения посторонних катеров, шлюпок и рыболовных кунгасов в районе расположения кораблей. Места стоянки кораблей были подготовлены ГО ТОФ и отмечены вехами с флагами.

Для схода американских моряков на берег подготовлены были пристани:

а) для офицеров — Комсомольская,
б) для команд — Морфлота у арки Челюскинцев. Обе пристани были отремонтированы, украшены советскими и американскими флагами и освещены.

5. Для предоставления личному составу приходящей эскадры возможности покупки сувениров в память посещения СССР распоряжением горсовета были организованы специальные стенды с промышленными изделиями и книгами:

а) на Комсомольской пристани,
б) на пристани у арки Челюскинцев,
в) в местах организованных гуляний.

Однако открытие последних становилось в зависимости от спроса, и так как спроса на них не было, то в местах гуляний стендов не открывали.

6. Вследствие отсутствия в городе такси для предоставления возможности передвижения личного состава приходящей эскадры по городу были мобилизованы имеющиеся в городе машины типа «М», форды и автобусы.

7. По линии ГВП было заготовлено 2 тыс. т мазута и продовольствие. Большие затруднения при этом встречались с добычей фруктов, так как в этот период ни во Владивостоке, ни в Хабаровске фруктов не оказалось.

8. По линии города были заброшены промтовары в магазины, изделия пищевой индустрии в гастрономы и т.д. Городские улицы и дворы домов почищены, места, намеченные для гуляний, частично подремонтированы и подчищены.

Наибольшие затруднения вызвал вопрос ликвидации хлебных очередей. Враги народа, сидевшие на хлебозаводах и в органах Заготзерно, создали перебой в снабжении хлебом, в результате чего перед приходом эскадры в городе создались хлебные очереди. Чтобы ликвидировать это, потребовалось энергичное вмешательство Военного совета ТОФ.

9. Для развлечений личного состава американской эскадры были намечены и подготовлены следующие мероприятия:

а) цирк — 29 июля 1937 г.;
б) оперетта в краевом театре — 31 июля 1937 г.;
в) концерт силами самодеятельности ТОФ в ДКФ — 30 июля 1937 г.;
г) гулянье в Краснофлотском саду — 30 июля днем;
д) спортивные соревнования, футбол — 29 июля, плавание — 31 июля;
е) поездка за город, как резерв, в случае просьбы. На всех гуляниях были организованы бесплатные буфеты с прохладительными напитками и бутербродами.

10. По линии официальной были намечены визиты, согласно указаниям Наркоминдела и существующим положениям, и банкеты в честь прихода американской эскадры:

а) Командующий флотом — офицерам эскадры — 28 июля в большом зале ДКФ.
б) Командующий флотом — команде эскадры — 29 июля в большом зале ДКФ.
в) Председатель горсовета — офицерам эскадры — 29 июля в ресторане «Золотой Рог».
г) Председатель горсовета — команде эскадры — 30 июля в ресторане «Золотой Рог».
д) Намечено время ответного банкета командующего американской эскадрой на крейсере «Августа» — 31 июля 1937 г.

Кроме того, на эсминце «Сталин» был намечен прием для офицеров и команд флагманского корабля эскадры (в разное время).


Корабли-визитеры. Их фотографий из Владивостока пока нет, поэтому просто фото в довоенной конфигурации.

USS AUGUSTA (CA-31), one of three long-forecastled NORTHAMPTON class, fitted out as flagships, 1930s.
Крейсер "Огаста" aka "Августа", флагман Азиатского флота США. Во Владивостоке он стоял с таким же тентом.
USS AUGUSTA (CA-31), one of three long-forecastled NORTHAMPTON class, fitted out as flagships, 1930s.

USS AUGUSTA (CA-31). «Dressed-overall» in honor of King George VI's coronation, while at Hankow, China, 12-14 May 1937, while serving as flagship, U.S. Asiatic Fleet.
Он же, расцвеченный флагами по поводу коронации Георга IV, в Ханькоу, за пару месяцев до визита. До начала войны в Китае оставалось совсем немного.
USS AUGUSTA (CA-31). «Dressed-overall» in honor of King George VI’s coronation, while at Hankow, China, 12-14 May 1937, while serving as flagship, U.S. Asiatic Fleet.

USS Alden (DD-211) At Chefoo, China on 1 January 1937. A sampan is under sail in the foreground.
Эсминец "Олден" в Чифу, 1 января того же года.
USS Alden (DD-211) At Chefoo, China on 1 January 1937. A sampan is under sail in the foreground.

USS BARKER (DD-213). At Gonaives, Haiti, March 1928.
Эсминец "Баркер," Гаити, 1928 г.
USS BARKER (DD-213). At Gonaives, Haiti, March 1928.

USS Whipple (DD-217). Passing under the Levensau Bridge, while transiting the Kiel Canal, Germany in 1927.
Эсминец "Уиппл" в Кильском канале, 1927 г.
USS Whipple (DD-217). Passing under the Levensau Bridge, while transiting the Kiel Canal, Germany in 1927.

USS PAUL JONES (DD-230). Photographed about 1921, while fitting out.
Эсминец "Пол Джонс", 1921 год. Еще на достройке, без номера.
USS PAUL JONES (DD-230). Photographed about 1921, while fitting out.

III. Выполнение плана приема

План приема эскадры проведен точно согласно прилагаемому плану-календарю, переданному адмиралу Ярнелу представителем ТОФ при нем капитаном 2 ранга т. Орловым немедленно по представлении. Следует отметить одно обстоятельство: получив план-календарь приема, изданный отдельной книжечкой, и ознакомившись с ним, адмирал Ярнел быстро переглянулся с начальником штаба и подполковником Файмонвилом и скороговоркой бросил фразу, сводящуюся к тому, что планом хотят поставить визит в определенные рамки и занять все время эскадры, так, как это хочется хозяевам. Однако в дальнейшем во время стоянки эскадры во Владивостоке, видя точное и аккуратное выполнение плана, адмирал Ярнел проникся известным уважением к нему и строго руководствовался данным ему планом, прибывая в назначенные места без каких-либо опозданий, всегда зная наперед распорядок пребывания эскадры.

Первые два дня американские офицеры строго руководствовались планом. К исходу 2 дня пребывания эскадры во Владивостоке как офицеры штаба эскадры, так и старшие офицеры с кораблей начали просить показать объекты вне плана, а именно:

1. Показать судостроительную верфь (завод им. Ворошилова). В показе было отказано по мотивам нахождения завода в системе другого наркомата и для допуска на завод требуется переписка с Москвой.
2. Показать аэродромы. В показе было отказано по мотивам отсутствия в районе Владивостока соответствующих аэродромов.
3. Показать эсминец. Был показан эсминец «Сталин».
4. Показать подводные лодки. Была показана ПЛ Щ-116.
5. Показать военно-морской госпиталь — был показан.
6. Сделать экскурсию за город. Экскурсия была сделана, но так как в день экскурсии был плотный туман, то, кроме пространства в 20 — 50 м от автомобиля, офицеры ничего не могли видеть, о чем они чрезвычайно сожалели, а начальник штаба эскадры для следующего визита обещал выбрать время сентябрь-октябрь с тем, чтобы иметь возможность осмотреть окрестности без шансов наличия тумана.

а) Встреча эскадры в море

Встреча эскадры эсминцем «Сталин» произошла в точно назначенный срок. Для встречи на эсминец «Сталин» вышли — представитель командующего ТОФ капитан 2 ранга Орлов, американский атташе подполковник Файмонвил, командир для связи при нем капитан 3 ранга Чернощек и командиры, назначенные на корабли американской эскадры. Переход указанных лиц на корабли американской эскадры в точке рандеву не удалось произвести вследствие налетевшего штормового шквала с дождем (волна свыше 6 баллов), из-за опасения перевертывания катера. После обмена установленным салютом эсминец «Сталин» стал во главе эскадры и по международному своду просил эскадру следовать за ним в пролив Босфор Восточный, где и произошел переход представителей ТОФ и подполковника Файмонвила на американские корабли. После перехода указанных лиц на корабли и обмена салютом с батареи м-ра Голдобина корабли прошли к месту якорной стоянки.

При встрече в море имелись следующие недочеты:

1. При отдаче салюта эсминцем «Сталин» флагу адмирала Ярнела салютные пушки имели заедания — салютные выстрелы следовали неравномерно. Расследование показало плохое приготовление салютных выстрелов, было 8 осечек. Американцы отвечали из 2 пушек с интервалами между выстрелами не более 3 секунд.
2. При обмене международными сигналами на эсминце «Сталин» набор и подъем их производился медленно, что, считаю, произошло из-за неимения опыта в производстве этого рода сигналопроизводства и, отчасти, из-за налетевшего шквала (фалы и флаги были мокрые, от ветра запутывались в вантах).
3. При спуске катера в проливе Босфор Восточный спущенный на воду катер залило водой и мотор его не завелся.

Во всем остальном встреча, постановка на якорь и переговоры о плане стоянки эскадры во Владивостоке прошли гладко.

Любопытно отметить отношение американцев к салютам: увидев в плане отсутствие указаний на салют председателю городского совета, адмирал Ярнел спросил капитана 2 ранга Орлова, нужно ли давать ему салют. Получив ответ, что по правилам СССР председателю городского совета салют не предусмотрен, адмирал Ярнел подумал момент и спросил, выше ли он по положению дипломатического агента. Получив ответ — примерно равное — он отдал распоряжение салютовать 11 выстрелов.

б) Официальная часть приема

Официальная часть приема состояла из визитов и официальных банкетов.

1. Визиты

Сразу же по постановке на якорь адмирал Ярнел в сопровождении начальника штаба, флаг-адъютанта, подполковника Файмонвила и капитана 2 ранга Орлова поехал с визитами. Визиты были сделаны: командующему флотом, начальнику гарнизона, председателю горсовета и дипломатическому агенту НКИД.

Продолжительность визитов не превышала 10 минут. Во время визитов адмирал Ярнел хотя и держался официально, однако без натянутости. Всюду подчеркивал, что он во Владивостоке второй раз после 34-летнего перерыва (посещал Владивосток в 1903 г. будучи молодым офицером) и что приход американской эскадры является первым при советской власти. При проезде по городу адмирал Ярнел с большим удовлетворением отметил наличие большой массы зрителей, наблюдавших за стоявшими на рейде кораблями эскадры США.

Ответные визиты производились строго по плану-календарю.

Admiral H.E. Yarnell, USN. With Russian Navy Vice Admiral Kireev, on board USS AUGUSTA (CA-31) 28 July 1937, at Vladivostok, U.S.S.R.
Адмирал Ярнелл и флагман 1-го ранга Киреев на борту "Огасты"
Admiral H.E. Yarnell, USN. With Russian Navy Vice Admiral Kireev, on board USS AUGUSTA (CA-31) 28 July 1937, at Vladivostok, U.S.S.R.

Admiral H.E. Yarnell, USN. And Russian Navy Vice Admiral Kireev, at Vladivostok, USSR, 29 July 1937.
Admiral H.E. Yarnell, USN. And Russian Navy Vice Admiral Kireev, at Vladivostok, USSR, 29 July 1937.

Admiral Harry E. Yarnell, USN. As CINCAF at Vladivostok, USSR, in July 1937. With Yarnell are Captain R. F. McConnell, USN, his chief-of-staff (L), and an unidentified Russian naval officer. Beyond McConnell in the background is the stern of the USS AUGUSTA (CA-31).
Admiral Harry E. Yarnell, USN. As CINCAF at Vladivostok, USSR, in July 1937. With Yarnell are Captain R. F. McConnell, USN, his chief-of-staff (L), and an unidentified Russian naval officer. Beyond McConnell in the background is the stern of the USS AUGUSTA (CA-31).

Admiral Harry E. Yarnell, USN. As commander-in-chief U.S. Asiatic Fleet, while at Vladivostok, USSR, July 1937. Others present: (L to R) Captain R. F. McConnell, USN (Chief of staff to CINCAF), Colonel P.R. Faymonville, USA (Military Attaché to USSR), Admiral H.E. Yarnell, USN (CINCAF), Lieutenant J. Sylvester, USN (Flag Lieutenant to CINCAF), unidentified Russian Navy Captain.
Admiral Harry E. Yarnell, USN. As commander-in-chief U.S. Asiatic Fleet, while at Vladivostok, USSR, July 1937. Others present: (L to R) Captain R. F. McConnell, USN (Chief of staff to CINCAF), Colonel P.R. Faymonville, USA (Military Attaché to USSR), Admiral H.E. Yarnell, USN (CINCAF), Lieutenant J. Sylvester, USN (Flag Lieutenant to CINCAF), unidentified Russian Navy Captain.

2. Банкеты

Банкеты для офицеров, как командующего, так и города, проходила в официально дружественном тоне. При обмене речами адмирал Ярнел отмечал дружественный характер визита эскадры и отсутствие препятствий для установления сердечных отношений между СССР и США. Как адмирал в своих речах, так и офицеры в частных разговорах подчеркивали, что дружественные связи между флотом СССР и флотом США имеют историю. Так, например, в войне за независимость США в 1845 г. (sic!) русские военные корабли приходили в порта Соединенных Штатов и морально оказывали поддержку флоту США. Американский подданный морской офицер Жан Поль служил в русском флоте. Однако тон всех офицеров при отметке дружественности визита был сдержанный и от далеко идущих заявлений, как правило, офицеры воздерживались.

Банкеты, устроенные для команд эскадры США, прошли с исключительным успехом: во-первых, нигде американским командам банкетов в тех же самых помещениях, в которых устраивались банкеты офицерам, не делались; во-вторых, офицерский состав, тем более в высоких чинах, на этих банкетах не участвовал; у нас на банкетах для команд вместе с краснофлотцами был начсостав в званиях до капитана 1 ранга включительно; в результате уже с половины банкета унтер-офицерский и рядовой состав заявляли: «Нам таких встреч не делали даже в американских портах»; «За всю мою жизнь первый раз участвую на банкете с офицерами» и т.д. Один унтер-офицер подошел к председательствующему бригадному комиссару и заявил: «15 лет служу во флоте и ни разу не чокался с адмиралом, разрешите чокнуться и выпить за Ваше здоровье».

Настроение после этих банкетов у рядового состава эскадры США было хорошее, что они отмечали многократно в разговорах и в многочисленных открытых письмах, посланных из Владивостока родственникам и знакомым в США, сообщая о визите.

В ответ на приемы адмирал Ярнел 30 июля в 13ч. устроил завтрак для командования флота и представителей города, на который были приглашены 12 человек. Вечером 31 июля с 17 до 19 на флагманском корабле был устроен прием для Военного совета, начсостава ТОФ и представителей города — всего 170 человек. Во время приема командованию ТОФ был показан крейсер по расширенной программе, для гостей показ был более узкий. Однако даже по расширенной программе показ включал осмотр мостика, верхней палубы, жилой палубы и машинного отделения.

Тон как во время завтрака, так и во время приема был официально дружественный; речей не произносилось. Полагаю, адмирал Ярнел ограничился завтраком и приемом для того, чтобы избежать официальных заявлений, связанных с необходимостью произношения тостов во время банкетов и потому, что на кораблях флота США проводится сухой закон и к столу подают только воду.

Vladivostok, U.S.S.R. Golden Horn Hotel, scene of gala banquet thrown in honor of the visiting U.S. naval squadron, circa late July 1937.
Банкетировали в ресторане "Золотой рог"
Vladivostok, U.S.S.R. Golden Horn Hotel, scene of gala banquet thrown in honor of the visiting U.S. naval squadron, circa late July 1937.

в) Зрелища

Для развлечения личного состава эскадры, не занятого на банкетах, были устроены спектакли: 2 вечера в цирке, вечер — спектакль-оперетта в краевом театре и вечер краснофлотской самодеятельности ДКФ. Все спектакли прошли с исключительным успехом. Большим успехом пользовались представления в цирке и краснофлотская самодеятельность. В последней особым успехом пользовались танцы народов СССР, выступления детей и театрализованный джаз 3 МБ на тему выступления «воинственного самурая» на наших границах и спокойный ответ ему красноармейца. Слова, после диких прыжков и размахиваний мечом самурая, — «и это все; уходите-ка вы отсюда подобру-поздорову пока живы» и уход самурая со сцены с поникшей головой сопровождались взрывом хохота и оживленными аплодисментами со стороны американцев.

Следует отметить, что со стороны офицеров было выявлено нежелание показать нашу краснофлотскую самодеятельность, выразившуюся в том, что посланные на эскадру пригласительные билеты рядовому составу не выдавались. Однако при обнаружении этого в начале вечера ДКФ был открыт для желающих американцев пройти без билетов, и зал быстро заполнился.

Кроме этого, личному составу американской эскадры бесплатно представлялись места в кинотеатры города, 30 июля днем было организовано большое гулянье в саду ДКФ, прошедшее с большим успехом.

В 11 ч. 31 июля для адмирала и старших офицеров эскадры в ДКФ был показан перспективный план строительства Владивостока (по желанию адмирала) и просмотр советской хроники: киевские маневры (фильм был предварительно отредактирован и смонтирован заново), первомайский парад и полет на Северный полюс. Как план города, так и особенно кинохроника произвели большое впечатление на офицеров. С большим успехом прошло демонстрирование советских фильмов: «Веселые ребята» и «Юность Максима» (два вечера) и игра оркестра флотского экипажа на борту крейсера «Августа». Как демонстрирование фильмов, так и игра оркестра происходили по просьбе начальника штаба эскадры, который после давал высокую оценку и фильмам и оркестру.

Vladivostok, U.S.S.R. Movie-house, circa 1937.
Vladivostok, U.S.S.R. Movie-house, circa 1937.

Vladivostok, U.S.S.R. Russian sailors try their hand at ''boom boxing'', circa July 1937.
Vladivostok, U.S.S.R. Russian sailors try their hand at ''boom boxing'', circa July 1937.

Vladivostok, USSR. Russian and American sailors try their hand at «fishing», circa late July 1937.
Vladivostok, USSR. Russian and American sailors try their hand at ''fishing'', circa late July 1937.

Vladivostok, USSR. Russian naval personnel, circa July 1937.
Vladivostok, USSR. Russian naval personnel, circa July 1937.

Vladivostok, U.S.S.R. U.S. sailor dancing at Soviet Navy recreation center, during U.S. naval squadron's visit to that port in late July 1937.
Vladivostok, U.S.S.R. U.S. sailor dancing at Soviet Navy recreation center, during U.S. naval squadron's visit to that port in late July 1937.

г) Спортсоревнования

По плану днем 29, 30 и 31 июля намечались спортсостязания спортсменов ТОФ с спортсменами эскадры США. Однако американцы от соревнования в футбол, ватерполо, плавания эстафетой и прыжков в воду отказались. Приняли вызов на волейбол, баскетбол и плавание, закончившиеся со следующим результатом: волейбол 2:0, баскетбол 22:20, все в пользу ТОФ; плавание вольный стиль, брасс, грудь, спина — по всем видам первое место занял ТОФ.

В результате этих соревнований и наблюдения за состязанием советских команд между собой американцы неоднократно подчеркивали, что в Советском Союзе массовый спорт находится на очень высокой ступени развития.

U.S. officers from the AUGUSTA enter the sports stadium to watch athletic events, circa 26 July 1937, at Vladivostok, U.S.S.R.
Вход на стадион
U.S. officers from the AUGUSTA enter the sports stadium to watch athletic events, circa 26 July 1937, at Vladivostok, U.S.S.R.

Vladivostok, USSR. U.S. sailors are part of a crowd watching an athletic contest at the sports stadium during a goodwill visit by a U.S. Squadron to this port; Thursday 29 July 1937.
Vladivostok, USSR. U.S. sailors are part of a crowd watching an athletic contest at the sports stadium during a goodwill visit by a U.S. Squadron to this port; Thursday 29 July 1937.

Vladivostok, USSR. Softball games between two American teams at the sports stadium, Thursday, 29 July 1937.
Американцы демострируют бейсбол.
Vladivostok, USSR. Softball games between two American teams at the sports stadium, Thursday, 29 July 1937.

д) Обслуживание автотранспортом

Вследствие отсутствия в городе такси для предоставления возможностей передвижения л/с американской эскадры по городу были мобилизованы 43 городские и военные машины:

1 «паккард» — для адмирала;
8 машин М-1 — для офицеров;
4 автобуса — для матросов;
30 машин «ГАЗ» — для штаба приема.

Кроме того, при ВМ госпитале, городской больнице и в местах спортсоревнований дежурили ежедневно 3 санмашины.

Все машины были сведены в одно место (двор Владивостокского флотского экипажа), находились в ведении ответственного командира, по приказанию которого подавались для обслуживания. Для шоферов в экипаже было выделено помещение для спанья ночью и организовано бесплатное питание, чтобы не отпускать их для этого по домам. Для машин там же была организована заправка горючим и маслом. Поэтому обслуживание автотранспортом во все время приема проходило гладко и никаких недоразумений на этой почве не было.

е) Обслуживание катерами.

Для обслуживания американской эскадры катерами были мобилизованы все лучшие катера ТОФ. К сожалению, при проверке оказалось, что таковых можно собрать только:

3 катера штаба ТОФ
1 катер учебного отряда
1 катер ОВРа
1 катер 3 МБ

Недостатки наших катеров: не мореходные и не корабельного типа, отсутствие заднего хода и, из-за отсутствия запасных деталей, ненадежность работы моторов. В связи с этим докладываю, снабжение ТОФ катерами до сих пор производилось неудовлетворительно, и по существу хороших мореходных катеров ТОФ не имеет.

От услуг наших катеров и буксиров американцы отказались, и практически наши катера обслуживали только командиров ТОФ при их поездках на корабли американской эскадры.

USS Whipple (DD-217). Motor whaleboat at Vladivostok, USSR, 28 July 1937.
Моторный вельбот с "Уиппла"
USS Whipple (DD-217). Motor whaleboat at Vladivostok, USSR, 28 July 1937.

ж) Обслуживание ГВП

От обслуживания ГВП в отношении снабжения американская эскадра отказалась. Ни продуктов, ни пресной воды, ни топлива ей не требовалось. Узнав о невозможности выбрасывать мусор за борт при стоянке в бухте Золотой Рог, начальник штаба адмирал Ярнел попросил баржу, которая предоставлялась эскадре во все время стоянки с 8 до 9 ч., обходя по очереди все корабли эскадры.

Из вопросов флагманского врача эскадры, начальника штаба эскадры и флаг-адъютанта адмирала отказ от пополнения во Владивостоке продуктами и пресной водой можно объяснить опасением получить недоброкачественные воду и продукты. Вопрос, откуда мы получаем воду, что сделали со старыми бассейнами питьевой воды, интересовал эскадру во все время стоянки ее и, получив ответ о постройке нового Седанского водопровода, чрезвычайно им заинтересовалась.

з) Стенды

Для приобретения сувениров в память пребывания в Советском Союзе были организованы на пристанях специальные стенды с изделиями СССР. Однако за все время пребывания эскадры во Владивостоке американцы покупок сделали мало. Причина — большие потери стоимости доллара при размене на советские деньги и высокая стоимость изделий.

IV. Выводы из осмотра американцами ТОФ

Полностью боевого состава ТОФ американцы видеть не могли. Но чтобы дать понятие о его силе, планом БП на дни пребывания американской эскадры во Владивостоке предусматривалось: проход мимо эскадры на боевую подготовку флота ПЛ т. «Л», ПЛ т. «Щ», сторожевых кораблей, эсминца и пролет И-16 и ТБ-3.

Всякое появление наших боевых единиц немедленно засекалось и при встречах ставились соответствующие вопросы. Так после прохода ПЛ т. «Л» задавались вопросы об ее водоизмещении, для чего такие большие ПЛ, не лучше ли для обороны иметь лодки небольшого водоизмещения, где строились лодки и когда. Подобные же вопросы задавались и после прохождения эсминца.

Истребители пролетели над Владивостоком во время футбольного состязания 29 сентября 1937 г., когда американцы во главе с адмиралом были на стадионе. Быстрый полет истребителей вызвал оживленные аплодисменты американцев и лестные отзывы об авиации СССР. Для иллюстрации хороших качеств нашей авиации и хорошей организованной работы для обеспечения полетов американцами приводились примеры полетов на Северный полюс и в США.

При посещении эсминца «Сталин» офицеры восхищались его внешним видом и хорошим расположением вооружения. Командир флотилии эсминцев заявил, что он «всегда был за линейное расположение артиллерии, так как оно дает наибольшие преимущества». Вид наших эсминцев, по отзывам американцев, красивее и внушительней. По вооружению и его расположению наши эсминцы также отличаются в лучшую сторону.

При посещении ПЛ-116 (три офицера) интересовались, как часто красятся корабли (хороший вид ПЛ), имеется ли док для окраски подводной части («в США ставятся в док один раз в год»), какая автономность ПЛ и ее подводный и надводный ход. Подлодка произвела хорошее впечатление.

При осмотре ВМ госпиталя осматривающий флагманский врач эскадры, видимо, был удивлен, найдя хорошо содержимый госпиталь, хорошо оборудованную операционную и палаты. В ответ пригласил осмотреть медицинскую часть кр. «Августа».

Общий вывод — показанные объекты произвели на американцев хорошее впечатление.

V. Состояние американских кораблей

Отмечается хорошая чистота, как снаружи, так и внутри. Особенно в хорошем состоянии камбузы, лазарет, хлебопекарня на крейсере «Августа». Каюты начсостава не блещут роскошью, но устроены довольно удобно, комфортабельно: стол письменный — бюро с убирающейся крышкой, платяной шкаф с ящиками, выдвигающимися на роликах. Все вещи железные.

В машинном отделении механизмы покрашены серебрином.

На крейсере «Августа» имеется прекрасная парикмахерская с вращающимися пятью креслами, зубной кабинет. Особо обращает на себя внимание судовая типография с линотипом, количество работающих до 12 человек; выпускается многотиражка, судовая газета «Августа», где помещаются статьи офицеров, большинство без подписей.

В палубе команды койки местные, с хорошими сетками, на день приподнимаются. Имеется буфет платный для матросов, который имеет в продаже мороженое, прохладительные напитки.

Хорошие киностационарные звуковые установки, как на эсминцах, так и на крейсере «Августа». Показанные картины довольно пустые по содержанию и совершенно ничего не оставили в памяти у краснофлотцев и командиров, присутствующих на киносеансах на крейсере «Августа» и эсминце № 230 [DD-230 «Пол Джонс»,].

На крейсере «Августа» хорошая душевая комната на 40 человек. Очень чистые и удобные гальюны с изразцовыми плитками, хорошей вентиляцией, все время прокачивающая вода, отсутствие какого-либо запаха.

Миноносец № 230 постройки 1920 г., проектная скорость 32 узла, турбины типа «активных», работающих через передачу. Вспомогательные механизмы поршневые, главный воздушный насос типа крейсеров, масляные насосы и ряд других систем «Бира». Отсутствие мелкого трубопровода в трюмах, поэтому второе дно в аварийном отношении удобно вести борьбу с пробоиной. Мелкий трубопровод поднят на переборки.

Крейсер «Августа» построен в 1930 г., проектная скорость 32,7 узла. Главные механизмы — турбины Парсонса. Машинное отделение чистое, но во время осмотра все поручни были завешены выстиранным матросским бельем для просушки.

USS AUGUSTA (CA-31). Special envelope printed up aboard ship to commemorate the flagship’s visit to Vladivostok, USSR, in July of 1937.
Конверт, отпечатанный на борту "Огасты" по поводу визита.
USS AUGUSTA (CA-31). Special envelope printed up aboard ship to commemorate the flagship’s visit to Vladivostok, USSR, in July of 1937.

USS AUGUSTA (CA-31). Russian civilians visit the ship while at Vladivostok, USSR, on Saturday, 31 July 1937.
USS AUGUSTA (CA-31). Russian civilians visit the ship while at Vladivostok, USSR, on Saturday, 31 July 1937.

Vladivostok, U.S.S.R. Main waterfront landing, Vladivostok, circa late July, 1937, during U.S. squadron's visit to this port.
Vladivostok, U.S.S.R. Main waterfront landing, Vladivostok, circa late July, 1937, during U.S. squadron's visit to this port.

Vladivostok, U.S.S.R. Street scene, circa July 1937, during U.S. naval visit to that port.
Vladivostok, U.S.S.R. Street scene, circa July 1937, during U.S. naval visit to that port.

Vladivostok, U.S.S.R. Horse-drawn transportation, circa 1937.
Vladivostok, U.S.S.R. Horse-drawn transportation, circa 1937.


Продолжение текста в комментах, слишком его много
Tags: us navy, Документы, РККФ, крейсера, море-окиян, море-окиян-1, чб, чб-2, эсминцы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 29 comments