Токарев С. Н.
Хроника трагического перелета,
а также иных событий, имевших место как на просторах Отечества, так и за его пределами
М.: Патриот, 1991.
Тираж 100000 экз.
Эта историческая повесть стала последней книгой Станислава Токарева. В ней он рассказал о А. Васильеве, С. Уточкине. М. Ефимове, Н. Попове и других первых русских спортсменах-пилотах.
В центре событий произведения, изложенных очень эмоционально и своеобразно по форме, — сверхдальний рекордный перелет Петербург — Москва.
В книжке описывается сверхдальний и рекордный по тем временам перелет Санкт-Петербург — Москва летом 1911 года.
Участвовали авиаторы-спортсмены-любители, в том числе из самых знаменитых, 9 аэропланов, приз 100 тыс. рублей. Все аэропланы претерпели аварии, пять авиаторов были ранены, один погиб, один долетел до финиша.
Кажется, что из этого можно было сделать отличную историю, но автор заблудился в веяниях нового мышления — 1991 г. — и выдал книжку-мутант.
Сразу оговорю, что на полную раскручена эмоциональность (что не всегда плохо в других книгах).
Но здесь сразу присутствуют:
1) дремучая пропаганда про СССР — родину слонов (с цитатами из В.И. Ленина)
2) перестроечные мифы о бюрократии и застое
3) плач о России, Которую Мы Потеряли
4) предприимчивые промышленники, еврейские и греческие (богатеи-пиндосы — в тексте), которые героически развивают авиацию в РКМП — в противовес русским купцам-ретроградам
5) героические польские авиаторы, которые везде, и с которыми хонор польски — с пространными объяснениями, за что Пушкин считал поляков, но в письмах восхищался
6) соседствуют рукопожатые народовольцы и идиллические выдержки из дневников Н2К
7) по материалам желтой прессы раскрываются скандалы и интриги в авиаспорте, с разделением спортсменов на подвижников, сребролюбцев и всяких редисок
В общем, каждый читатель найдет в книге то, что ему не понравится.
Собственно перелет начинается этак страницы с двухсотой, и продолжается еще сорок.