Кальницкий Я. Огни в Арктике: Рассказ о первом в истории зимнем походе «Красина» к «Мысу Желания». — Харьков: Державне лiтературне видавництво, 1935.
208 с.
Из текста: "В 1932 году советский ледокол «Сибиряков», управляемый опытным полярником, капитаном Ворониным, провел полярную экспедицию профессора Отто Юльевича Шмидта — из Архангельска в Японию. Весь рейс, впервые в истории, был совершен в один навигационный сезон. Состав экспедиции и экипаж Сибирякова за этот поход награждены ЦИК'ом СССР персональными орденами Красного трудового знамени.
В начале 1933 года краснознаменному ледоколу «Красин» была предложена не менее трудная задача: отправиться на Новую Землю в самое трудное (в ледовом отношении) время, доснабдить зимовщиков и вывезти застрявших на острове сезонников."
Автор - обыкновенный писатель ранней советской эпохи - повоевал в ПМВ, в гражданскую командовал полком, служил в ГПУ, а потом пошел учиться. Писал и воспоминания, и повести про гражданскую, и фантастику, и рассказы и про освоение Севера. Эта маленькая книжка как раз из них.
Бодрое, жизнерадостное повествование начинается словами: "Сумеречные, холодные берега Новой Земли населены мертвецами." Полундра за полундрой и ледокол "Красин" полярной зимой мчится спасать погибающие зимовки и заблудившихся ученых. Популярный рассказ про Мурманск, характеры героев-полярников, энтузиазм экипажа, мягкая демонстрация превосходства полярного опыта над дилетантизмом (без оргвыводов). Грубоватый язык с подтруниванием над канцелярщиной и совершенно пофигистическое отношение редакции к грамматике. Оснащение экспедиции хромает - неподходящие случаю самолеты и аэросани, полтора десятка отборных собак ("Ударная, ведущая бригада передовиков") и массовка из дворняг, а основные работы приходится делать живой силой.
Давим лед,
Идем вперед,
Нелегка дорога...
Берись дружней,
Работай злей, —
Осталось уж немного.
Разумеется, заканчивается хэппи-эндом и поздравительной телеграммой от товарища Сталина.